strix_ru: (Default)
[personal profile] strix_ru
Школа - один кругов постижения мира. Интересно было бы развить эту мысль. Она правдива, не так ли? Наверное, все мы в свое время проходили этот круг постижения мира — школу. Мы выросли такими, потому что у нас был этот опыт. Были бы мы лучше или хуже, если бы не имели его? Вторую точно такую же жизнь прожить невозможно, это вопрос во многом риторический. Однако мы можем представить себе и попытаться понять, что именно и в каком виде мы приобрели или, наоборот, потеряли, благодаря этому обязательному в наше время социальному институту — средней школе.

Но мой вопрос о другом — нужно ли человеку именно такое постижение мира, какое мы видим в современной школе? Нужно ли это вам и вашим детям?         



 Что происходит в школе? Давайте вспомним «Семь школьных предметов, которые я преподаю моим ученикам» американского учителя Джона Т. Гатто. 


«Бессистемность». Дети приходят в школу… для чего? Вероятно, первый ответ, который приходит в голову это «для того, чтобы получать знания». Но что они получают?

Один урок сменяет другой, математика перемежается физкультурой, а после чтения лирических стихов об осени дети идут слушать ОБЖ и решать задачи по физике. Какая каша оказывается в голове учеников? Что можно осознать и как выловить что-то мудрое и полезное в этом винегрете фактов и домыслов? Как связаны все эти вещи? Этого никто детям не объяснит… «Целью школьной системы является формирование у детей поверхностного лексикона из области экономики, социологии, естественных наук и т.д., а не реальной увлеченности чем-то конкретным… Здравые люди ищут смысл, а не набор бессвязных фактов, и образование дает им возможность обрабатывать информацию и находить в ней смысл».

Второе, о чем часто говорят, доказывая, что в школу ходить надо, это социализация. Дети должны научиться общаться с другими людьми, сотрудничать, уметь отстоять себя и свою точку зрения. 

Но что мы видим взамен этого? 

Социализация в школе - это в основном обучение подчинению правилам и внутреннему распорядку. Общение с вышестоящим начальством – учителем – сводится к ответам на уроке, жалобам на одноклассников и обязательными мероприятиями.

Общение с другими детьми ограничено временем перемены (на уроке разговаривать запрещено, или разговоры должны быть строго регламентированы учителем, например, при изучении иностранного языка) или временем обязательных школьных мероприятий (до и после «линейки» или слов экскурсовода). Большую часть времени, проводимого в школе, дети, по правилам, никак не должны общаться друг с другом.

А как дети в школе взаимодействуют друг с другом? В условиях, ограниченных жесткими правилами вряд ли можно найти ту спонтанную дружбу, естественное детское общение, которое так расцветает «на воле», вне казенных стен и ограничений. Конечно, дети – существа в первую очередь нацеленные на то, чтобы выжить, а одним из важных условий выживания является способность радоваться жизни, несмотря ни на что. Поэтому дружба, совместная деятельность, игра и спонтанное, радостное общение может возникнуть и в жестких рамках. Но – вопреки, а не благодаря школьной системе.

Учат ли в школе конструктивно строить свое общение с другими людьми? Партнерским отношениям? Сотрудничеству? Умению психологически грамотно дать отпор хаму или хулигану? Нет, ребенок попадает сразу в достаточно агрессивную среду, из которой ему предстоит выкарабкиваться самому. Кто-то сумеет это сделать без особого ущерба для психического здоровья, кто-то – нет. В итоге частенько образуются те самые непривлекательные детские стайки типа «человек человеку волк», с «паханами», «дедами» и прочей прелестью лагерно-армейских отношений. 

Плохо, жалко, когда твой ребенок оказывается в роли гонимого, но гораздо хуже, когда он вырастает до «пахана» или же лидера-подлизы, пусть и любимого учителями.

Школьное понятие «коллектив» имеет мало общего с настоящим коллективом. Ребята не объединены одной общей идеей, даже общими интересами – они пришли сюда только потому, что их «записали» в этот класс. Поменять класс или сложно (в обычной школе) или практически невозможно (в гимназии). Вступают в силу ригидность администрации, «советы» психологов, даже различие в программах обучения как, например, в профильных классах или при делении на «продвинутых» и «отстающих». Да и сами учителя не любят «выскочек».

В школьном коллективе нет настоящего самоуправления, мнение учащихся обычно не учитывается или удовлетворяются только те «требования» школьников, которые приемлемы и выгодны школьной администрации (а, вероятнее всего, ей же и спровоцированы).

Какую социализацию мы даем своим детям в школе? Что они выносят из этого опыта? 

«Полная подконтрольность, или Спрятаться невозможно»
«Седьмой урок, который я даю детям, сводится к тому, что спрятаться от внешнего контроля невозможно. Я внушаю ученикам, что они находятся под постоянным надзором, как моим, так и моих коллег. У детей нет личного пространства, нет личного времени»

И это правда, личное пространство ребенка 5-7 (а то и все 10 с учетом «продленки») часов в день в лучшем случае ограничено содержимым его портфеля. И даже это место не всегда так надежно… Личное время школьника мы найдем в выражении «поплакать в школьном туалете». Большую часть дня, времени своего бодрствования ребенок вынужден ощущать на себе внимательный взгляд учителей, дежурных, следящих за порядком на переменах или даже школьной уборщицы. Короткое время перерыва между неподвижностью уроков используется для приведения своего организма в естественное, бодрое состояние, для движения. И тут уж глаз да глаз… в тесных коридорах и на лестницах в толпе народа до беды недалеко. Ребенок опять не может остаться один, обдумать что-то, понять важное для себя, просто отдохнуть от необходимости быть «как все».

«Зависимость самооценки от мнения окружающих. Я учу детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих». 

В детские годы формируется мнение человека о самом себе, о своих особенностях, достоинствах и недостатках. И достоинства одного человека могут быть недостатком для другого. Но на формирование внутреннего «я» человека в школьные годы оказывает огромное влияние постоянное оценивание его самого учителями, директором, тестами и даже другими детьми. Разве при спонтанном общении между детьми на улице важно как ты написал контрольную, забыл ли ты надеть на линейку белую рубашку или какого мнения о тебе твоя учительница? Нет, важно лишь то, как интересно с тобой общаться, играть, насколько ты интересный человек. Оценивание ребенка одноклассниками в школе идет в основном с подачи учителей, и это оценивание специально воспитывается. В итоге всю жизнь человек отчаянно ищет признания окружающих, он зависим от них, и за этой зависимостью он не может понять ценности самого себя, своих реальных, а не кажущихся, достоинств.

Многое можно написать о том, как школа изменяет детей, чем она плоха, или чем хороша. Одно остается понятным: каждый родитель должен осознать, нужно ли постигать мир именно таким образом, важно ли это, полезно ли? И иметь право выбора, как, где и в чьем обществе будет находиться его ребенок большую часть своего детства.

«Семь школьных предметов, которые я преподаю моим ученикам»

Джон Т. Гатто. "Фабрика марионеток"

Предмет № 1. Бессистемность
Первый урок, который я даю детям, – это урок бессистемности. Все, чему я учу их, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Предмет № 2. Сепарация
Я учу детей тому, что они должны оставаться в том классе, в который их определили.

Предмет № 3. Безразличие
Третий урок, который я даю детям, – это урок безразличного отношения к делу.
...школьные звонки учат, что никакая работа не стоит того, чтобы ее завершить, так зачем глубоко переживать из-за чего бы то ни было? Годы жизни по звонку приучают всех, кроме самых сильных, к тому, что в мире нет ничего, что было бы более важным; чем следование расписанию.

Предмет № 4. Эмоциональная зависимость
Четвертый урок, который я даю детям, – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний я приучаю детей подчинять свою волю командной системе.


Предмет № 5. Интеллектуальная зависимость
Пятый урок, который я даю детям, – это урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать... Только я, учитель, вправе решать, что именно будут учить мои дети.
Успешные дети думают так, как я им велю, особо при этом не сопротивляясь и демонстрируя даже некоторый энтузиазм.
Неуспешные дети сопротивляются этому, и хотя у них нет четкого представления о том, с чем именно они борются, они отстаивают право самим решать, что и когда им учить.
Люди ждут, когда специалист скажет им, что надо делать. Не будет преувеличением сказать, что вся наша экономика зависит от того, насколько хорошо усвоен этот урок.

Предмет № 6. Зависимость самооценки от мнения окружающих
Я учу детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Предмет № 7. Полная подконтрольность, или Спрятаться невозможно
Седьмой урок, который я даю детям, сводится к тому, что спрятаться от внешнего контроля невозможно. Я внушаю ученикам, что они находятся под постоянным надзором, как моим, так и моих коллег. У детей нет личного пространства, нет личного времени

Date: 2010-05-08 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] elekravets.livejournal.com
Спасибо...

Date: 2010-05-11 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
пожалуйста :)

Date: 2010-05-08 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] logpoint.livejournal.com
Спасибо! Интересен аргумент тех, кто "за социализацию" - "ведь в обществе устроено так же, пусть школа готовит детей для жизни в обществе, закаляет их". А ведь в этом аргументе, если немного покопаться, звучит этакий фатализм и отсутствие веры в то, что ребенок способен выбрать самостоятельно то общество, в котором будет существовать, те действия, которые будет осуществлять... Ведь это тоже грани зависимостей и в результате пассивности, воспитываемых школой - "куда послали, туда пойдем", "что сказали, то сделаем", "чего не сказали, того делать необязательно".
From: [identity profile] pani-haspadynia.livejournal.com
Расскажыце мне, пожалуйста, где Вы встречалі обшество ПОГОДКОВ, собранных прінудітельно, а не по інтересам, на строго ОГРАНІЧЕННОЙ ТЕРРІТОРІІ в теченіі 10 лет?
From: [identity profile] logpoint.livejournal.com
Вы собрали сразу три пункта в один. Но разве мало работников считают свою работу неинтересной, при этом работают на строго ограниченной территории и в течение нескольких лет? Они всего лишь не погодки, да :)
From: [identity profile] pani-haspadynia.livejournal.com
Погодкі в этом возрасте = волчата.
До возраста 1 год в стае дожівает 50 %
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Если отбросить "в течении 10 лет", получится армейская казарма.
From: [identity profile] pani-haspadynia.livejournal.com
За 2 года і больше нахожденіе в тюрьме ізменяет человека настолько, что он становіться неісправімым рецедівістом :(
From: [identity profile] dsgtq-qfle.livejournal.com
тюрьма и армия. все.
(сколько лет - может варьироваться)

Date: 2010-05-11 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
да, я согласна! правда, фатализм какой-то.
Сколько человек после школы во взрослой жизни хотя бы сможет сказать при надобности: директор! ты неправ!
Очень немногие.
А уж тем более сделать существование на собственном рабочем месте человечнее и эффективнее для себя и других людей?
Да, один в поле не воин :(

Date: 2010-05-08 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Имхо, школа могла бы давать очень ценный опыт социализации. Например, как уцелеть в общении со злыми, авторитарными, глупыми взрослыми. Но для этого практике должна предшествовать теория.

Date: 2010-05-11 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
да несомненно :)

я уже представляю себе такие уроки:
"А теперь, ребята, у нас - практика! "Как выжить в условиях современной массовой школы". Одеваем противогазы защитные костюмы, повторяем технику безопасности, внимательно смотрим за действиями старших! Внимательно! Не отставайте! Помните, кнопка сигнала SOS у вас на левом запястье. Итак - начали!"

Хи-хи! :)))

Date: 2010-05-12 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] shean.livejournal.com
кстати, есть одна очень неглупая книга о воспитании, "Алмазный век" - так там именно это и сделано. такая вся продвинутая, интересная гимназия, а в ней один из уроков - обучение под тупой скучной учительницей унылым скучным вещам - чтобы знали, чего беречься.

Date: 2010-05-08 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] outside-flo.livejournal.com
спасибо за статью!
хотя я планирую не посылать ребенка в школу, все-таки хочется отметить, что в моей школе многое было не ТАК. учителя и директор старались прививать и развивать в детях понятия о дружбе, уважении, личном пространстве и времени, честности и т.п. после звонка с урока не приветствовалось бросание того что делаешь, больше приветствовалось - закончить работу, а потом спокойно собраться и идти. на уроках литературы разбирались разные жизненные ситуации из книг и обсуждались уже отвлеченно: как правильно поступать, кто как считает? и даже допускалось некоторое различие мнений =)
но я понимаю, что это - уже корректировка недостатков системы, которую можно обойти совсем.

Date: 2010-05-11 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
да, несомненно, это немного утрированный текст, как у меня, так и в оригинале у Гатто. Он несколько гиперболически показывает суть, то что ДОЛЖНО быть по правилам, в школе. Если жить по ее законам.

Потому что школа не обязана учить дружбе, уважению, понятию о личном пространстве и времени, честности и т.п., потому что по правилам это в ней не заложено.

Тем более, что насильно уважению не научишь :)

Следующее: после звонка не бросаешь решать задачу, а доделываешь ее, а потом идешь на перемену. Понимаете (я забыла мы друг к другу на что?), это все хорошо, только в рамках одной задачи (задания). Но совершенно не учитывает того, что класс (я не говорю уже об отдельной личности) здесь и сейчас находится "в струе", начал делать какую-то возможно тяжелую, творческую работу, понял какую-то вещь, каку-то теорию и т.п. Я думаю, это состояние всем знакомо. И тут - звонок! То есть надо это состояние перключить. Выключить ТО, творческое, созидательное и включить какое-то новое.

Это же не конвеер? Можно перестать проверять качество мячиков для пинг-понга по звонку, и по гудку перестать вытачивать одинаковые детали, но обучение - это не конвеер. Это гораздо и гораздо больше, я думаю, каждый с этим согласится.
Тем более ребенок :) для него весь мир - площадка для обучения, а его заставляют работать по фабричному гудку.

Спасибо за комментарий, я это впоследствии использую :)

Date: 2010-05-11 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] outside-flo.livejournal.com
да тебе спасибо (будем все-таки на "ты" раз никто не против ;))!
я все понимаю про анскулинг и индивидуальный темп обучения, но я слышала и контраргументы от моей тети - она директор образовательного центра, а я отучилась в нем 11 лет и как-бы-работаю там, так что я частично их передала. она могла бы сказать еще много про дисциплину, готовность к реальной жизни, нормы и методики, но в этом мы с ней расходимся, так что не буду ничего писать про это ;) хочу только сказать что для учителей обычных "для него весь мир - площадка для обучения" - звучит как абстракция, а на деле они постараются этот мир расчленить, рассортировать на предметам, разделить на стандартные, удобные для усвоения уроки и преподать, а потом проверить на зачете =( просто не понимают, что тут не так =( но стараются тоже дать детям что-то хорошее сверх программы, то самое воспитание, понятия о том, как жить в коллективе и как работать...

а что мне больше всего не нравится - то что чувствуют при этом себя выше учеников =(
был такой опыт - на моей свадьбе в числе гостей была моя учительница. и когда она произносила тост, а я пыталась урвать что-то со стола, она мимоходом одернула меня - что невнимательно слушаю. и я мигом вернулась сознанием в школу. это было очень неприятно =( и учителя искренне считают, что у них остаются эти особые отношения с учениками на всю жизнь, и что это хорошо. а что в этом хорошего? для чего это? об этом я стала задумываться, когда начала читать про ДО...

Date: 2010-05-16 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
упорно не успеваю ответить, сделаю себе пометку.

Date: 2011-01-17 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dsgtq-qfle.livejournal.com
Считаю, тут надо принять во внимание профессиональную деформацию. (кстати она вам тоже грозит со временем, раз вы работаете там))) Ни один директор школы, или завуч, или учитель со стажем не в состоянии признаться, что есть вещи, в которых он не прав, или с которыми он не справляется. Упс.. надо было писать не "ни один", а "большинство", хотя мне другие не встречались.. но они, наверно, где-то есть..)))

Date: 2010-05-08 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] olgapisaryk.livejournal.com
Спасибо, Саша. Давно я уже планировала разобрать эти уроки Гатто. Спасибо, что сделала это за меня. Причём даже не сговариваясь.:)

Date: 2010-05-11 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
да, точно не сговариваясь! :)
но как-то назрело.
Тем более, что их еще разбирать и разбирать, подстраивая объяснения под реалии постсоветской школы.

Date: 2010-05-09 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] shanghaika.livejournal.com
Интересно. Гатто просматривала раньше, но уже немногое помню.

А мы тезки, оказывается :-). Приятно познакомится :-).

Date: 2010-05-11 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
приятно :)

Date: 2010-05-10 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] ithis.livejournal.com
Саш, я б указала, в ответ на какой именно тезис про "круг" и в каком контексте возник этот пост.
можно? )

http://elekravets.livejournal.com/33336.html?thread=156728#t156728
"Общение дома или на улице - совсем другое, это лишь первые "круги" нашей жизни, самые маленькие. Школа (если не было детсада) - следующий "круг" постижения мира, более обширный, а вы хотите этот этап искусственно исключить, причём на чрезвычайно важный период взросления ребёнка.
По-моему, у вас (т.е. домашних взрослых) есть какие-то свои личные страхи, которые вы невольно проецируете на ребёнка. Вы не верите в его внутренние силы, считаете его слабым (так видится со стороны, ИМХО). Это не есть хорошо :) "

зы. поправь, плиз, в таблице - valign (вместо 'align')

Date: 2010-05-11 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
этот ЖЖ не понимает valign`a :(

я без контекста фраза "школа - круг постижения мира" не понятна? Мне такое высказывание уже встречалось. Надо как-то чуть начало улучшить, чтоб и без контекста оно было :)

Date: 2010-05-11 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Да! Я именно это и пытаюсь оппонентам объяснить!! Спасибо!!!

Date: 2010-05-11 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
пожалуйста :)
а Гатто вообще молодец, он очень просто и доступно пишет, его "Фабрика марионеток" переведена на русский, можно почитать.
From: [identity profile] pani-haspadynia.livejournal.com
Конечно, текст немного ўтрірован.
Но цепляться к мелочам будут те, кто не відіт картіны в целом.
Пока жівёш в этом міре не замечаешь многого. Но большое відно на расстояніі :)
From: [identity profile] strix-ru.livejournal.com
пожалуйста! :) Рада, что кому-то это нужно.
Я буду дорабатывать этот текст все равно, потому что он написан "на коленке", многое хотелось бы уточнить и выразить получше.

Date: 2011-01-31 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] smiling-aiden.livejournal.com
Есть о чём подумать, спасибо.

Profile

strix_ru: (Default)
strix_ru

September 2011

S M T W T F S
    1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 09:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios